АККУМУЛЯТОРСЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР

Неисправности аккумуляторов

Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать следующие неисправности:

  • Повреждение и износ полюсных выводов и перемычек;

  • Сульфатация электродов;

  • Повышенный саморазряд;

  • Короткое замыкание внутри аккумулятора;

  • Нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи;

  • Трещины корпуса аккумуляторов.

 

Повреждение и износ полюсных выводов и перемычек.

Изношенные или поврежденные полюсные выводы автомобильных аккумуляторов наплавляются с помощью угольного электрода и специальных форм – шаблонов для положительного и отрицательного вывода.

 

Сульфатация электродов.

Под термином «Сульфатация электродов» в значении неисправности АКБ понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при пропускании нормального зарядного тока в течении установленного промежутка времени.

Для отрицательного электрода сульфатация внешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых при заряде кристаллов или даже сплошного слоя сульфата свинца. Активный материал таких электродов является жестким, поверхность электродов не дает ясной металлической черты, если по ней прочертить ножом.

Активный материал положительных электродов, подвергшихся сульфатации, часто приобретает светлую окраску, причем появляются белые пятна сульфата. Поверхность электродов становится жесткой, шероховатой; при растирании такой активной массы между пальцами создается ощущение, сходное с ощущением, получаемым при растирании песка. При сульфатации электродов резко возрастает внутренне сопротивление аккумулятора, а следовательно, понижается напряжение при разряде. Ёмкость сульфатированного АКБ резко снижается, особенно при стартерном режиме разряда.

Сульфат свинца имеет больший объём, чем активная масса, поэтому при сульфатации происходит закупоривание пор, выкрашивание и выдавливание активной массы, а также искривление и разрыв электродов.

Сульфатация электродов возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батареи при их эксплуатации и хранении.

Сульфатация характеризуется следующими признаками:

  • При заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);

  • Плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;

  • Газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправного аккумулятора (нередко оно начинается при включении АКБ на заряд);

  • Напряжение аккумулятора в начале заряда имеет более высокое значение, чем у исправного аккумулятора, затем медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы (2,4 В против 2,6…2,65 В у исправного аккумулятора);

  • При контрольном разряде батарея отдает ёмкость значительно меньше номинальной.

Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение при заряде сульфатированного аккумулятора иногда приводят к тому, что неправильно определяют окончание заряда АКБ. Эту особенность следует всегда помнить, чтобы не прекратить заряд преждевременно.

Причины сульфатации:

  • Применение загрязненного примесями электролита;

  • Длительное нахождение аккумуляторной батареи в разряженном состоянии;

  • Систематический недозаряд аккумулятора;

  • Снижение уровня электролита в аккумуляторе (ниже верхней кромки электродов);

  • Эксплуатация аккумулятора при недопустимо высокой температуре и плотности электролита.

Исправление сильно сульфатированного аккумулятора невозможно.

Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путем применения современных средств зарядки и восстановления ёмкости аккумуляторной батареи.

 

Повышенный саморазряд.

Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет ёмкость. Такой разряд аккумулятора называется саморазрядом.

Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи – явление неизбежное. Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия аккумулятора среднесуточная величина его превышает 0,7% номинальной ёмкости автомобильной батареи при температуре окружающей среды 20±5 °C.

Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:

  • Наличие на поверхности аккумулятора загрязнений, проводящих электрический ток (например, электролита, пролитого при небрежной заливке аккумулятора, при установке батареи в машину или попавшего во время заряда при бурном газовыделении);

  • Применение дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;

  • Хранение аккумулятора при повышенной температуре окружающего воздуха;

  • Повышенным износом электродов в процессе эксплуатации аккумулятора.

Повышенный саморазряд обнаруживается по быстрому уменьшению плотности электролита при хранении батареи, а также по утечке тока, определяемой вольтметром со щупом.

Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда необходимо применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающую требованиям ГОСТа, и дистиллированную воду; своевременно проводить обслуживание аккумулятора при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батареи была чистой и сухой.

 

Короткое замыкание внутри аккумулятора.

Внутреннее короткое замыкание в аккумуляторе происходит между разноименными электродами через токопроводящие мостики из свинцовой губки, образующейся на нижних и боковых кромках электродов; через осадок (шлам), откладывающийся в придонном пространстве аккумулятора в результате оползания активной массы, а также за счет заполнения наиболее крупных по диаметру пор сепараторов разбухшей активной массой до образования сквозных мостиков через сепараторы (так называемое проростание). Мостики образуются вследствие продавливания сепараторов разбухшей активной массой и образованием трещин в сепараторах. Характерными признаками короткозамкнутого аккумулятора являются отсутствие или очень малая величина э.д.с.; непрерывное уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд; быстрая потеря ёмкости после полного заряда. Плотность электролита, а также напряжение на аккумуляторе в процессе заряда не повышаются, а после выключения зарядного тока напряжение быстро падает. При заряде в коротко замкнутом аккумуляторе быстро повышается температура.

 

Нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи.

Нарушение электрической цепи батареи обнаруживается по отказу в работе стартера при исправной цепи батарея – стартер, по низкому уровню напряжения. Оно может быть вызвано распайкой перемычек, расплавлением или обломом полюсного вывода борна, а также обрывом полублока положительных электродов в результате коррозии токоотводов.

Признаком нарушения контакта в местах пайки токоведущих частей является нагревание места спайки при больших разрядных токах, потрескивание и дымление.

Признаком обрыва электрической цепи внутри аккумулятора является малая величина э.д.с. без нагрузки и низкое напряжение под нагрузкой.

 

Трещины корпуса аккумулятора.

Трещины корпуса и моноблоков аккумулятора вызываются механическими повреждениями, ударами, тряской и т.п. в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи. Появление трещин может произойти также из-за плохого крепления батареи на машине. Эти неисправности обнаруживаются при внешнем осмотре аккумулятора, а также по быстрому снижению уровня электролита вследствие подтекания его через трещины.

Трещины во внутренних перегородках моноблоков вызывают постепенный разряд смежных аккумуляторов батареи. Первым признаком такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряженности отдельных аккумуляторов.